<<<Назад
к списку статей.<<<
У
счастливого детства - деревянные игрушки
Покупные
вещи мешают развитию ребенка
В детских магазинах продаются тысячи
ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства.
Но как считают педагоги, заводные машины, длинноногие Барби и Кены,
пластмассовые конструкторы не способствуют развитию дошколят. Мы
попросили прокомментировать стандартный ассортимент отдела игрушек
доцента кафедры педагогики ВГПУ Ольгу Аринину.
Лучшая машина - без колес
Детям нравится все, что двигается.
Поэтому машины остаются любимыми игрушками как девчонок, так и мальчишек.
Педагоги считают, что для малышей машина должна быть из натурального
материала - дерева. При этом для самых маленьких детишек от года
до двух она может быть и без колес. Когда возникнет в них необходимость,
ребенок сам попросит их дорисовать. Потом лучшей игрушкой для ребенка
станет деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур
машины на колесах. Фантазия и образное мышление «достроят» из такой
примитивной машины все что угодно. В машинах же, которые продаются
в магазинах, проработаны мельчайшие подробности: руль, двери, зеркала.
Эту игрушку можно покупать ребенку ближе к семи годам. Именно в
этом возрасте у ребенка возникает потребность в игрушках, которые
максимально похожи на настоящие прототипы.
Резюме: «Подробные» игрушки не развивают образного
мышления.
Кукла Барби хорошему не
научит
Столь популярная кукла Барби для
ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит.
Ее неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может
«стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника
тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому
для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения
взрослых (в том числе и сексуальные).
У куклы для самых маленьких не
должен быть выражен пол. Иначе у ребенка раньше времени выработается
интерес к обственному полу.
В магазинах идеальных кукол не
продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани
и набить шерстью. Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны
проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки,
ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется
или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны
быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.
Резюме: Купите ребенку Барби, и в подростковом
возрасте получите сексуально озабоченного ребенка. Пазлы
Ольга Николаевна Аринина показала
мне два вида пазлов. В одном случае к таксе нужно прикрепить щенков,
а во втором соединить собачье семейство.
- Эти пазлы хороши, в отличие от покупных, тем, что, во-первых,
они деревянные, а во-вторых, изображение отдельных животных в них
не рассыпается, т.е. нужно соединить таксу со щенками, но само изображение
таксы и щенков остается целостным.
Резюме: Большинство пазлов нарушают представление
о целостности предметов.
А если он просит?
Как показывает практика, ребенок
до шести-семи лет не зациклен на покупке новых игрушек, если с ним
играют. То есть скандал малыша в «Детском мире» - это его способ
привлечь к себе внимание родителей. Так что, покупая новую безделушку
для своего чада, вспомните советы педагогов. Действительно ли вы
хотите сделать ему приятное или просто в чередной раз «откупаетесь»
от него?
МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
Какой должна быть идеальная игрушка?
По мнению Ольги Арининой, детская игрушка должна быть из натуральных
материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей,
если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических,
передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик
может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет
искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных
материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее.
Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает
информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок
- сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками,
рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность.
Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.
Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили ученые,
равна нулю.
Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит,
что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления
- такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка.
У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам
изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки
типа богородицких. Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки
и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться соответствующим
образом водить рукой, выработать определенные закономерности между
тем, как он это делает, и движением игрушки. сам научиться соответствующим
образом водить рукой, выработать определенные закономерности между
тем, как он это делает, и движением игрушки.
КЛИМОВА Алла
16 апреля 2004