<<<Назад
к списку статей.<<<
Тряпичные куклы середины ХХ века.
(По материалам фольклорных экспедиций в деревни
Козельского района)
Г.Н. Кузнецова
методист по фольклору МУК «Сосенское городское КДО»
Во
все времена кукла была, пожалуй, любимой игрушкой всех девочек.
Как правило кукол делали из обрезков тряпочек. Доступность материала,
простота изготовления позволяли каждой девочке изготовить куклу
без помощи взрослых. Однако по этим причинам оригиналы кукол до
наших дней не сохранились. Жительницы многих деревень вспоминают,
что куклы времен их детства имели вид младенцев. Светлую тряпочку
скатывали в жгут и пеленали, как грудного ребенка. Иногда, как это
делали в деревне Гранный Холм, заворачивали в пеленки ровное нетолстое
поленце. В деревне Кузменки кукол шили. Сначала сшивали пять мешочков
с закругленным дном: большой мешочек -туловище, два поменьше - ноги,
два маленьких – руки. Мешочки не очень туго набивали ватой (шерстью,
паклей или мелкими кусочками тряпок), ручки с ножками пришивали
к туловищу. Ткань
на туловище на уровне шеи прошивали нитками швом вперед иголку и
слегка стягивали, обозначая голову. На ножках обозначали стопу,
прошивая ткань по передней половине ножек. На ручках сквозными швами
обозначали пальцы. Затем кукле рисовали или вышивали лицо, шили
ей одежду. Единых правил пошива одежды не было, шили кто как мог,
обычно беря за образец одежду женщин своей деревни. Иногда делали
волосы из шерсти или льна.
Если
с получением информации о технологии изготовления куклы-игрушки
возникают большие трудности, то подробное описание обрядовых кукол
дают пожилые жительницы всех деревень. В Козельском районе существовал
только один вид обрядовой куклы, так называемая «кукушка», обряд
похорон которой в значительно упрощенном виде дошел до наших дней,
как детская забава, и не имеет массового распространения, как это
было в 30-х – 50-х гг. ХХ века. Впрочем, истинное значение данного
календарного обряда к середине прошлого века уже было утрачено.
Куклу-кукушку девочки изготавливали в день Вознесения Господня или
накануне. Как правило, кукушкой обряжали выкопанное из земли травянистое
растение с пестрыми листьями, называемое в народе «кукушкой», утолщенный
корень травы был головой куклы, а листья – туловищем. Обычно кукушке
шили кофточку, юбочку, повязывали платочек. Со слов Шалапеевой Тамары
Григорьевны 1931 гола рождения, в конце 30-х годов ХХ века в деревне
Алешня кукушке шили такой наряд: сначала, сложив пополам прямоугольный
кусок цветной ткани, прорезав в центре отверстие для головы и сшив
бока, делали нижнюю длинную рубашку, затем из прямоугольного кусочка
ткани, сшив края, подшив подбойку, нашив понизу цветные ленточки
из другого материала и собрав на нитку верхнюю часть, делали юбочку,
поверх нее повязывали присборенный фартучек с завязками, последней
надевали кофту до пояса, сшитую так же, как и рубаха, но с рукавами
типа реглан, на голову повязывали платочек с узлом спереди, на руке
кукле, положенной в картонный или дощатый гробик, клали сложенный
вдвое «полотенчик» из белого миткаля. Гробик застилали белым материалом,
из белой ткани шили подушечку и набивали травой, белой же тканью
набивали кукушку. Гробик закрывали крышкой. В некоторых деревнях
кукушку заворачивали в тряпочку, как младенца. В некоторых деревнях
кукол-кукушек делали из тряпочек.
В
деревне Алешня кукол-младенцев делали так: на
середину куска белой ткани любой ткани любой формы клали комочек
шерсти, пакли или мелких обрывков тряпочек, ткань закручивали, чтобы
получилась голова, край подворачивали и обматывали таким количеством
тряпочек, чтобы получилось туловище младенца, поверх наматывали
красивую тряпочку, как пеленку, обвязывали тряпочкой или ленточкой,
повязывали платочек.
Гробик с кукушкой хоронили обычно в лесу под кустиком или деревом,
но не под осиной, в некоторых деревнях хоронили без гробика. Обряд
похорон кукушки был исключительно девичьим, присутствия при нем
ребят тщательно избегали. Кукушек делали и хоронили только с близкими
подругами и затем считались кумами обычно в течении одного дня –
Вознесения Господня. Сути обряда похорон кукушки ныне живущие жительницы
Козельского района не знают, равно как не помнят традиционных слов
или песен, сопровождающих этот старинный языческий обряд.